Методика обучения и воспитания детей Марии Монтессори: описание

Методика Монтессори начинается с создания микромира для детей, который полностью отвечает их потребностям. Чтобы вдохновить ребенка, расположить его к творчеству и побудить к действию, для начала организовывается комфортное пространство вокруг него, об этой методике стоит поговорить подробнее.

Содержание

  • Методика обучения и воспитания детей Марии Монтессори: описание
  • В чем заключается методика раннего развития детей Марии Монтессори от 6 месяцев — суть и принципы: чем отличается от других методик?
  • Цитаты Марии Монтессори о воспитании
  • Из каких частей состоит система методики Монтессори?
  • Методика Марии Монтессори, применимая к младшему возрасту от 6 месяцев: применение, занятия в домашних условиях
  • Распорядок дня детей по методике Марии Монтессори
  • Методика Монтессори в детском саду: занятия
  • Игрушки по методике Монтессори
  • Бизиборд по методике Монтессори
  • Игры по методике Монтессори
  • Логопедический проект по методике Монтессори
  • Учим буквы по методике Монтессори
  • Воспитание ребенка по методике Монтессори
  • Преподавание английского языка в свете методики Монтессори
  • Обучение письму по методике Монтессори
  • Развитие речи по методике Монтессори
  • Развитие мелкой моторики рук по методике Монтессори
  • Задания по методике Монтессори: примеры для детей
  • Монтессори методика: плюсы и минусы
  • Методика Монтессори: за и против
  • Методика Монтессори: отзывы
  • Видео: Чтение по методике Монтессори

Итальянским практикующим педагогом Марией Монтессори разработана неповторимая и максимально результативная методика обучения детей в различных направлениях. Толчком для разработок послужила неприспособленная для детей система образования. Для Монтессори абсолютно неприемлемо многочасовое заучивание школьного материала. Поэтому педагог решилась сломать стереотипы и воплотить свою идею обучения в жизнь.

Методика обучения и воспитания детей Марии Монтессори: описание

  • Монтессори разработала не только учебные пособия, но и уделила максимум внимания обустройству учебных классов. Все предметы, необходимые для полноценной жизнедеятельности ребенка, выполняются пропорционально детским параметрам и предоставляются в самостоятельное пользование детьми. Стимулирование детей к самообслуживанию по методике Монтессори происходит в игровой форме.
  • Свой главный принцип методики Монтессори выражает в коротком девизе: «Помоги мне это сделать самому». Система Монтессори выстраивает индивидуальное обучение детей, принимая их такими какие они есть, предоставляя им полную свободу действий.
  • Наилучший результат от обучения приносит самостоятельная практика. Чем дольше взрослые препятствуют независимым действиям ребенка, тем дольше он будет осваивать новые навыки. Любое действие, совершенное ребенком без помощи взрослого, откладывается на подсознании. Самостоятельные шаги повышают концентрацию, улучшают внимание и координацию движений.

Задача взрослого – направить ребенка в нужном направлении, при этом обязательно учесть его пожелания, стремления и особенности. Педагог должен помочь раскрыть индивидуальность каждого ребенка.

  • Для полноценного обучения ребенка создается подготовленная среда с разнообразными развивающими материалами. Педагог Монтессори помогает освоить принцип действия игровых предметов, но никогда не навязывает конкретный образец.
  • Предоставляется возможность выбора по разным направлениям. По методике Монтессори дети развиваются в индивидуальном темпе. Начинают обучение в игровой форме по заданному образцу и в дальнейшем проявляют свою тактику пользования предметами.
  • Монтессори-педагог отслеживает развитие ребенка, позволяет ему обучаться на собственном опыте. Стимулирует детей двигаться вперед. В сложных ситуациях переключает детское внимание на более простые задачи.

В чем заключается методика раннего развития детей Марии Монтессори от 6 месяцев — суть и принципы: чем отличается от других методик?

Методика Монтессори не преследует цели по воспитанию уникальных и гениальных детей. Естественный темп обучения позволяет раскрыть способности и потенциал ребенка в нужный момент.

Система Монтессори построена на трех принципах:

  1. В центре внимания всегда находится ребенок.
  2. Ребенка окружает среда, дающая возможность самостоятельно развиваться.
  3. Монтессори-педагог наблюдает со стороны и вовлекается в процесс только по просьбе ребенка.

Обучение по Монтессори – главные отличия от других методик:

  • Работа с разными обучающими материалами исключает соревнование между детьми и сравнение достигнутых результатов;
  • Результат каждого ребенка оценивается индивидуально и не сравнивается с общепринятыми критериями;
  • Детей не принуждают к действию, не поощряют за результат и не наказывают за его отсутствие;
  • Каждый ребенок обучается в комфортном темпе, вправе корректировать длительность обучения;
  • Монтессори=дети самостоятельно формируют направление своего развития и пользуются учебным материалом на свое усмотрение.

Ключевые обязанности педагогов по системе Монтессори:

  • Педагоги выступают в роли нейтральных наблюдателей за процессом обучения;
  • Не препятствуют самостоятельным действиям ребенка;
  • Позволяют сформировать пространство вокруг себя на усмотрение ребенка, уважают его выбор;
  • Помогают чувствовать, осязать игровые предметы и окружающую среду.

Цитаты Марии Монтессори о воспитании

Тем, кому интересна, методика Монтессори, будет полезно прочитать популярные высказывания Марии Монтессори. Ведь по сути, ее цитаты несут большую смысловую нагрузку и являются дополнительными правилами и принципами.

  • «Каждый ребенок для меня прежде всего личность, не нуждающаяся в обучении. Дети готовы самостоятельно раскрывать свой потенциал, для чего им необходимо правильно организовать пространство».
  • «Я не могу воспитать гения. Но я могу подтолкнуть каждого ребенка раскрыть свои способности и помочь применить их на практике. Помогу обрести свободу в действиях, стать решительнее и ощутить внутреннюю гармонию».
  • «Деятельность, в которой вы заинтересованы, никогда не обессилит вас, а, напротив, добавит энергии».
  • «Для начала сорви пелену со своих глаз, и тем самым поможешь прозреть своему ребенку».
  •  «Контактируя с ребенком всегда следите за своими повадками – станьте достойным примером, продемонстрируйте свои лучшие качества».
  • «Моя задача не обучить детей, а дать им путевку в жизнь».
  • «Проявляйте терпение к пассивной деятельности ребенка, прислушивайтесь к его размышлениям о прошлом и будущем».
  • «Сопровождайте тех, кто пытается действовать, даже если они не имеют четких целей».
  • «Первое понимание, которое должно прийти к ребенку, это разграничение плохого и хорошего».

Из каких частей состоит система методики Монтессори?

Развитие детей по методике Монтессори имеет несколько направлений. Школа Монтессори разделяет окружающую среду, предназначенную для обучения, на несколько зон.

  1. Зона повседневных бытовых навыков.
  • Пространство, укомплектованное предметами обихода, с помощью которых осуществляются ежедневные действия. Ребенок учится простым бытовым занятиям – мытье посуды, уборка, готовка еды.
  • Навыки формируются с помощью контакта с водой, сыпучими материалами, мелкими предметами.
  1. Зона развития органов чувств.
  • Территория, укомплектованная сенсорными развивающими материалами. Предметы помогают изучить вкус и аромат, сортировать цвета и формы.
  • Предметы разных размеров формируют такие понятие как вес, объем, величина. К примеру, кубики или башни собирательной конструкции.
  1. Математическая зона.
  • Пространство этой территории наполнено предметами, предназначенными для знакомства с арифметическим рядом.
  • С помощью счетных палочек, бусинок, карточек дети учатся складывать, вычитать, совершать простые вычисления.
  1. Зона для развития речи.
  • Территория предназначена для знакомства с основами письма и чтения.
  • Закладываются фундаментальные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
  • Дети нарабатывают поведенческие навыки, учатся правильно выражать свои мысли и чувства.
  1. Зона космическая.
  • Игровые материалы дают детям начальные знания об окружающем мире, природе, о человеке и космосе.
  • Происходит знакомство с астрономией, биологией, физикой, химией, географией и т. д. Формируется картинка целостности мира.
Читайте также  Почему ребенок грызет ногти на руках, ногах, во сне, губы? Ребенок грызет ногти: психосоматика. Как отучить ребенка грызть ногти: системно-векторная психология

Методика Марии Монтессори, применимая к младшему возрасту от 6 месяцев: применение, занятия в домашних условиях

  • Чтобы самостоятельно воплотить методику Монтессори в домашней обстановке, взрослым придется потрудиться над созданием особенной атмосферы.
  • Чтобы ребенок смог самостоятельно познавать окружающий мир, для детской комнаты понадобится множество развивающего материала в виде игрушек, приспособлений, мебели и различного инвентаря. Недостаточное количество игрушек можно пополнить самодельными изобретениями.
  • Детей младшего возраста необходимо допускать к контакту со взрослыми предметами. Дать возможность пощупать и попробовать на вкус. Малыши очень любят контакт с сыпучими предметами – крупами, бусинками, счетными палочками. К примеру, лоток с манной крупой является прекрасным материалом для рисования пальчиками.
  • Родители должны научиться не вмешиваться в самостоятельный процесс познания мира. Систематично подключать ребенка к участию в жизни семьи через игровое выполнение бытовых потребностей. Допускать его к стирке, готовке, уборке. Проявлять терпение и уважение, воздерживаться от критики.
  • Разграничивать предметы обучения по различным направлениям. Соблюдать порядок вещей, не смешивать математику с биологией. Предоставлять свободу выбора детям и не мешать им учиться на собственных ошибках.
  • Очень удобно, если ежедневные занятия с ребенком будут проходить в одно и то же время. Во-первых, это дисциплинирует ребенка, во-вторых, повысит интерес в процессе ожидания.

Распорядок дня детей по методике Марии Монтессори

Для мамочек, который хотят самостоятельно организовать распорядок детей по методике Монтессори нужно придерживаться определенных временных границ.

Распорядок дня по Монтессори:

  • 7:30 — помогаем малышу проснуться, проводим гигиенические процедуры. Вместе с ребенком подбираем ему гардероб, застилаем постель. Главное условие – никакой спешки.
  • 8:00 – мама готовит завтрак, дети помогают накрывать на стол. После еды дети принимают участие уборке со стола, мытье посуды, перемещении продуктов в холодильник. Мама и ребенок совместно организовывают перекус, подготавливают фрукты, печенье.
  • 9:30 – взаимодействие мамы и ребенка с помощью простых игр, спортивной зарядки, интересной беседы.
  • 9:30-10:30 – самостоятельное обучение в Монтессори среде. Материал для занятий побирается согласно возрасту и определенной тематике. Игры завершаются совместной уборкой игрушек.
  • 11:00 — второй этап взаимодействия мамы и ребенка, совместные игры, чтение книг, заучивание стишков. Общение заканчивается минуткой тишины и уборкой игрушек.
  • 11:30-12:30 – мама собирается с малышом на прогулку или на детскую площадку. Предоставляет ребенку возможность выбрать одежду. Погодные условия не должны становится препятствием для прогулки.
  • 12:30-14:00 – переодевание и туалет после улицы. Совместная подготовка продуктов для обеда. Готовка блюд. Самостоятельное употребление пищи. Для ребёнка сервируется отдельный стол с посудой и приборами. Уборка со стола.
  • 14:00 – 16:00 – чтение книжки перед сном и дневной отдых. При необходимости сон заменяется спокойными играми.
  • 16:00 – 17:00 – занятия творчеством, спортом, музыкой. Творчество подразумевает не только детские занятия, но и помощь маме в хозяйстве. К примеру, пересаживание цветов, сортировка вещей. Несколько раз в неделю проводятся спортивные занятия и, по желанию, обучение игре на музыкальных инструментах.
  • 17:00 – вечерняя прогулка на детской площадке, поход в магазин, в гости и т. д.
  • 18:30 — ужин и времяпровождение в семейном кругу.
  • 21:00 – гигиенические процедуры. Важно, чтобы ребенок самостоятельно выполнял элементарные действия – чистил зубы, мыл руки. Дети самостоятельно переодеваются в пижамы и готовятся ко сну.

Методика Монтессори в детском саду: занятия

Обучение детей в детском саду по методике Монтессори происходит с соблюдением главных принципов:

  • Монтессори-дети не ограничены в выборе игрушек и произвольно перемещаются между игровыми зонами;
  • Индивидуальные занятия с педагогом при осваивании нового материала, предмета.
  • Ежедневное обучение завершается групповыми занятиями за круглым столом.
  • Творческие занятия по интересам проводятся небольшими подгруппами.
  • Групповые исследования, мероприятия, экскурсии.

Занятия по программе Монтессори в детском саду:

  • Урок в тишине. Подразумевает бессловесное взаимодействие педагога и ребенка. Общение с помощью зрительного контакта, двигательной активности. Познание своего внутреннего мира.
  • Дыхательная гимнастика. В конце учебного дня Монтессори-дети расслабляются в общем кругу в спокойной обстановке.
  • Развитие речевых навыков. Заучивание стишков, песен, скороговорок. Игры в «противоположности», «верю не верю», «закончи фразу» и т. д.

Игрушки по методике Монтессори

Для развития малышей по методике Монтессори разработано огромное количество игрушек. Все приспособления объединяет одно главное качество – они изготовлены из натуральных материалов.

Если вы хотите подобрать несколько интересных игрушек по методике Монтессори, то предлагаем остановить свой выбор на нескольких универсальных позициях:

  • Деревянный сортер – в виде домика, машины, прямоугольной фигуры. Имеет множество отверстий и вкладышей из разноцветных фигурок различной формы. Развивает мелкую моторику, координацию движений, мышление.
  • Продуктовый набор — ассорти фруктов, овощей, импровизированный завтрак или обед. Наборы помогают организовать сюжетные и ролевые игры, способствуют развитию логики и воображения.
  • Рамкивкладыши – заполнение рамок головоломок элементами разных форм, размеров и частей. Способствует концентрации внимания, усидчивости, тактильному восприятию.
  • Пазлы с геометрическими формами, буквами, цифрами – развивают пространственное восприятие, наблюдательность, координацию движений.
  • Бизиборд – многофункциональная деревянная доска, наполненная разнообразными элементами. Способствует развитию мелкой моторики, сенсорики, сообразительности.
  • Деревянные шнуровки – процесс шнурования развивает внимание, логику, мелкую моторику.

Бизиборд по методике Монтессори

  • Одно из самых интересных и гениальных изобретений по методике Монтессори — бизиборд. Игрушка оформлена в виде развивающей доски с большим количеством разнообразных функций.
  • Бизиборд развивает у маленьких детей моторику, формирует полезные умения и навыки. Его главная задача – помочь ребенка познать окружающий мир.
  • Игровая форма ежедневных занятий приводит к эффективному результату. Происходит комплексное взаимодействие моторных навыков и речевого центра. Функциональность бизиборда увлекает детей на длительный период и приносит массу удовольствия.
  • Бизиборд по Монтессори оснащен бытовыми предметами, с которыми происходит ежедневный контакт – выключатели, кнопки, розетки, часы, молнии, шнуровки, прищепки, пуговицы, замки. Некоторые предметы содержат сюрпризы, которые усиливают детский интерес и любознательность.
Читайте также  Сочинение-рассуждение на тему «Почему война лишает ребенка детства?»: аргументы и примеры из жизни

Игра с бизибордом развивает ряд способностей:

  • Улучшает двигательную координацию рук;
  • Развивает сенсорное восприятие пальцев;
  • Формирует усидчивость у ребенка;
  • Развивает воображение и тренирует цветовосприятие;
  • Знакомит с новыми словами и тренирует память.

Родители могут самостоятельно смастерить бизиборд Монтессори в домашних условиях.

Игры по методике Монтессори

  • Игры по методике Монтессори направлены на развитие тактильных ощущений, на развитие обоняния, развитие музыкального слуха и сенсорного опыта.
  • Дети сортируют предметы, изучают звуки музыкальных инструментов, учатся различать запахи, формы, цвета и многое другое.
  • В домашних условиях можно легко организовать простые игры Монтессори.

Отыщи невидимый предмет

  • Из подручных материалов понадобится большая прозрачная емкость, маленькие игрушки и несколько видов крупы.
  • Заполняем бассейн крупами.
  • Внутрь помещаем несколько игрушек.
  • Предложите малышу отыскать конкретный предмет.
  • Покажите, как это сделать.
  • Повысить интерес можно парными предметами. К примеру, два одинаковых кубика – если отыскали первый, то нужно найти ему пару.

Подбери крышечку

  • Игра на развитие логики и мелкой моторики. Приготовьте несколько разнообразных емкостей с крышками. Пластмассовые бутылки, пузырьки, баночки с закрутками.
  • Предложите малышу подобрать емкости к бутылочкам. Покажите пример, как правильно одевать крышку на банку.
  • Даже если у ребенка не получается с первого раза, не спешите ему помогать.

Угадай символ

  • Из плотной бумаги или картона нарежьте несколько одинаковых прямоугольных карточек. Нарисуйте на каждой карточке цифру или букву. Повторите контур клеем и сверху посыпьте песком.
  • После высыхания струсите лишние песчинки. Попросите ребенка закрыть глаза или завяжите их платком. Положите перед ним карточку.
  • Предложите на ощупь угадать какая цифра или буква изображена на карточке. Покажите, как правильно проводить пальцем по контуру.

Логопедический проект по методике Монтессори

  • Система обучения Марии Монтессори позволяет совместить дисциплинированное поведение и свободное перемещение, занимательные игры и учебную работу. Логопеды отмечают эффективность использования материалов Монтессори для обучения детей с проблемами речи.
  • Главное преимущество для детей с особыми потребностями, что метод Монтессори исключает наличие единых правил.

Задача детей Монтессори — превзойти самого себя, а не обогнать сверстника. Ребенок имеет свободу выбора и не ограничен во времени при выполнении различных задач.

  • Развитие речевого центра опирается на познание окружающего мира через органы чувств. Учебные материалы Монтессори для познания окружающего мира позволяют ребенку самостоятельно выделять признаки, свойства, особенности, связи.
  • Первичные признаки становятся основой для совершенствования речевой функции.

Использование отдельных элементов методики Монтессори помогает сформировать в детях следующие качества:

  • Положительная самооценка и уверенность в своих действиях;
  • Стремление к изучению нового материала;
  • Высокий уровень внимания и концентрации;
  • Самостоятельное принятие решений и умение совершать правильный выбор.

Сенсорный и практический материал Монтессори помогает решать следующие задачи:

  • Формирует восприятие на слух;
  • Пополняет активный и пассивный словарный запас;
  • Учит связывать слова в предложения по смыслу;
  • Помогает ориентироваться в окружающей среде;
  • Автоматизирует воспроизведение звуков.

Чтобы закрепить основные понятия, каждый урок Монтессори необходимо завершать анализом проделанной работы, что положительно скажется на развитии связной речи.

Учим буквы по методике Монтессори

  • Знакомство с буквами по методике Монтессори начинается в игровой форме. По мнению Монтессори первое знакомство с буквами должно происходить через рисунок. Напишите прописную букву, предложите ребенку повторить, озвучьте ее название.
  • Используйте передвижной алфавит. Это могут быть буквы-вкладыши, шершавые буквы, бумажные карточки. Чтобы ребенку было легче запомнить букву, весь алфавит обыгрывают в виде сказки.
  • Буквы можно изобразить на листе бумаги в виде точек. Покажите небольшую презентацию, как правильно соединить точки и что получается в результате.
  • Используйте трафареты в виде букв. Предложите малышу обвести букву и заштриховать ее линиями. Переходите от широких линий к более узким, совершайте движения слева направо.
  • Для составления первых слов используется передвижной алфавит. Достаточно выучить несколько гласных и согласных.
  • Слепое прощупывание выпуклых или шершавых букв помогает детям за короткое время выучить весь алфавит.
  • Монтессори чтение выстраивается с логичной последовательностью – от конкретного к абстрактному, к символам и буквам.
  • Процесс чтения начинается с интуитивного чтения. Когда ребенок еще не умеет читать, но опираясь на картинки и полученные знания, интуитивно озвучивает слово. То есть первые слова должны сопровождаться изображениями. Интуитивное чтение подогревает интерес к изучению букв и чтению.
  • Для первого чтения используются знакомые предметы. Ребенок должен понимать значение слова, которое он читает. Педагогу будет легче подсказать и направить на правильную мысль.
  • Первая книжка может быть оформлена в виде раскраски или содержать крупные предметные изображения.

Воспитание ребенка по методике Монтессори

Ключевая идея воспитания ребенка по методике Монтессори заключается в саморазвитии ребенка. Родители и педагоги помогают выбрать правильное направление и создают комфортные условия для раскрытия потенциала ребенка.

Воспитание ребенка по методике Монтессори происходит с учетом общих правил:

  • Территория обучения разграничена на несколько разноплановых зон;
  • На коллективных занятиях присутствуют дети разных возрастов, что стимулирует помогать младшим и обучаться у старших;
  • Самостоятельный выбор игр и длительности обучения;
  • Дети всегда убирают игрушки на место, проявляя уважение к другим участникам процесса;
  • Обучение происходит в тишине, ребенок не нарушает комфорт других детей;
  • Дети не забирают игрушки у сверстников, тот кто первый взял – тот и пользуется материалом.

Преподавание английского языка в свете методики Монтессори

  • Курсы английского для дошкольников хорошо тренируют память, развивают навыки коммуникации, расширяют кругозор ребенка. Преподавание английского в свете методики Монтессори поможет привить любовь к изучению иностранных языков.
  • Вместо сложных и скучных упражнений дети изучают английский по Монтессори с помощью лепки, аппликаций, рисунков. Изучение новых слов происходит по наглядным предметам в окружающей среде. Визуальная память улучшает запоминание новых иностранных слов.
  • В процессе обучения дети вовлекаются в игры, которые переключают их на новую языковую среду. Методика Монтессори позволяет сменить привычные упражнения увлекательной интересной работой.

Обучение письму по методике Монтессори

  • Методика Монтессори позиционирует процесс письма как более легкий и естественный, чем чтение. Если в процессе чтения ребенку нужно понять чужую точку зрения, то в процессе письма дети излагают свои собственные мысли.
  • Написание букв по методике Монтессори должно начинаться с письменной формы, а не с печатной. Прописные буквы имеют плавные линии и закругления, которые гораздо легче подаются детской кисти. Ребенку проще прорисовать ряд закругленных символов, чем строчку прямых палочек.
  • По методике Монтессори детей обучают рисовать целые символы, а не их части. Для того, чтобы ребенок мог прорисовать букву целиком, предварительно его необходимо научить правильно держать ручку. Тренировка кисти и координации движений происходит с помощью сенсорных материалов. Ребенка необходимо учить застегивать пуговицы, шнуровать, завязывать, пересыпать, разрезать.
  • Подготовка детской руки к письму по Монтессори происходит с помощью металлических фигур-вкладышей, подвижного алфавита, песчаной бумаги, звуковых игр и игр-упражнений.
Читайте также  Токсичная дружба: признаки у взрослых и детей. Продолжать ли токсичную дружбу?

Развитие речи по методике Монтессори

  • Первый лексический багаж формируется у детей до 2,5 лет. Активное взаимодействие со взрослым человеком позволяет полностью овладеть речью до 3,5 лет. Для развития речи по методике Монтессори в возрасте 3-4 лет в процессе обучения начинают участвовать разрезные цифры и буквы.

С 4 летнего возраста дети начинают прописывать буквы и слоги. По Монтессори уже в этом возрасте возможен прогресс – написание отдельных слов.

  • За письмом следуют навыки чтения. По Монтессори детям легче излагать мысли через письмо, чем через чтение или слуховое восприятие речи других людей.

Развитие мелкой моторики рук по методике Монтессори

  • Развивать мелкую моторику по методике Монтессори помогает восприятие мелких предметов. Контакт с бусинками, горошинками, пуговицами увлекает ребенка на длительный период.

Ребенку легче познавать окружающий мир через мелкие и маленькие предметы. Доступные и безопасные предметы помогают обрести уверенность в себе.

  • Игровой процесс с участием мелких предметов совершенствует мелкую моторику, которая тесно связана с речевым центром и психологическим развитием ребенка.

Задания по методике Монтессори: примеры для детей

Работа с вкладышами.

  • На листе бумаги выкладываются разные фигуры и обводятся разноцветными карандашами. Убираем все фигуры, перемешиваем и просим ребенка разложить каждый предмет в свою рамку.
  • Разукрашиваем формы фигур акварельными красками, заштриховываем карандашами.
  • Вырезаем обведенные фигуры из цветной бумаги и наклеиваем на белый лист.

Формирование предметов, объектов, явлений по группам.

  • Набор карточек на тему «Животные», «Овощи», «Профессии» и т. д. По очереди раскладываем по одной картинке. Ребенок должен озвучить изображение.
  • Выкладываем в ряд по одной карточке из каждой группы. Оставшиеся карточки смешиваем и по одной показываем детям. Задача ребенка присоединить изображение к конкретной группе по набору схожих признаков.
  • Разложить перед ребенком десять изображений животных. Одну карточку незаметно спрятать. Помочь ребенку вычислить какого животного не хватает.

Помощь на кухне.

  • Приготовьте две емкости. Одну заполните крупой. Дайте ребенку ложку и предложите аккуратно пересыпать крупу во вторую миску.
  • Готовим емкость с жидкостью, чашку и маленький половник. Показываем малышку как наполнить чашку питьем с помощью половника. Предлагаем убрать разлитое с помощью губки.
  • Наливаем в широкую миску воду, добавляем жидкое мыло. Показываем, как вспенить воду. Вставляем в мыльную воду трубочку и дуем пузыри.

Монтессори методика: плюсы и минусы

Методика Монтессори заслужила признание большого количества педагогов. Множество дошкольных центров и школ обучают детей по аналогичным принципам.

Среди главных плюсов системы Монтессори стоит выделить:

  • С самого младшего возраста Монтессори дети учатся быть самостоятельными, приобретают полезные навыки самообслуживания;
  • Методика Монтессори учит проявлять уважение, заботу и терпение друг к другу;
  • Познание мира происходит через собственные открытия и закрепление знаний на практике;
  • Монтессори дети учатся принимать ответственные решения, привыкают к самодисциплине;
  • Качественное развитие моторики и сенсорного восприятия.

Недостатки системы Монтессори:

  • Обучение по методике Монтессори не предусматривает развитие творческих способностей;
  • Процесс обучения исключает контакт с обычными игрушками;
  • Обучение не предусматривает развитие многих личностных качеств;
  • Кардинальная разница с традиционным процессом обучения и как следствие, сложная адаптация в дальнейшем;
  • Полное отсутствие ограничений, которое значительно снижает темп и мотивацию ребенка;
  • Для качественного усвоения материала необходима полная система инструментов и материалов, отрывочные элементы малоэффективны.

Методика Монтессори: за и против

  • Большой арсенал материальной базы для обучения по методике Монтессори и специализированная подготовка педагогов делает Монтессори сад и школу более дорогими. По этой причине некоторые родители отдают предпочтение государственным детским учреждениям.
  • После обучения по методике Монтессори ребенку придется перестраиваться на классно-урочную систему, что вызовет некоторые трудности.
  • Индивидуальное обучение учеников оставляет очень мало времени для коммуникации со сверстниками, что вызывает временные трудности в начале школьного учебного процесса.
  • Методика Монтессори особенно полезна для детей с особыми потребностями. Эффективная система обучения помогает восполнить пробелы в навыках и способностях до уровня нормального развития.
  • Самостоятельное обучение формирует у Монтессори детей ответственность, мотивирует на новые открытия и желание получать новую информацию, развивает аналитические способности.

Если вас интересует более подробная информация о развитии детей, советуем прочесть следующие статьи:

Добавить комментарий