Анализ стихотворения «К Чаадаеву» А.С. Пушкин: история создания, характеристика лирического героя, тема, композиция

В этой статье сделан краткий и полный анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву».

Содержание

  • Стихотворение «К Чаадаеву» поэта Пушкина: план, текст
  • Краткий, небольшой анализ стихотворения «К Чаадаеву» поэта Александра Сергеевича Пушкина — 7, 8, 9 класс: история создания, жанр, размер, направление для презентации, урока-анализа
  • Стихотворный анализ вольнолюбивой лирики «К Чаадаеву» поэта Александа Сергеевича Пушкина: тема, идея, композиция
  • Анализ стихотворения «К Чаадаеву» поэта А.С. Пушкина: средства выразительности
  • Анализ стиха «К Чаадаеву» поэта А.С. Пушкина: характеристика лирического героя, проблема, критика
  • Полный, комплексный, подробный, идейно-художественный, письменный анализ лирического стихотворения поэта Пушкина «К Чаадаеву»: сочинение
  • Анализ стихотворения «К Чаадаеву» поэта А.С. Пушкина: вывод
  • Видео: Аудио-книга — Александр Сергеевич Пушкин — К Чаадаеву

Стихотворение «К Чаадаеву» Пушкина сыграло ключевую роль как в судьбе самого поэта, так и в жизнях его близких друзей. Неудивительно, что оно имело влияние и на движение декабристов в целом. «К Чаадаеву» относится к тем творениям поэта, которые были написаны в ранний период. Можно сказать, что это послание другу и соратнику. Ниже вы найдете анализ этого стиха с описанием основной мысли, раскрытием направления, жанра, темы и идеи. Читайте далее.

Стихотворение «К Чаадаеву» поэта Пушкина: план, текст

Поэт не хотел публиковать свое творение «К Чаадаеву», поскольку понимал, что работа весьма провокационная. Тем не менее, стихотворение получило распространение независимо от его желания. Кстати, именно благодаря содержанию данного творения, контроль над поэтом Пушкиным ужесточился, и он был отправлен в ссылку. Однако после ссылки поэт начал писать лирику, к примеру, «Я вас любил» и другие.

План стиха:

  1. С чем ассоциирует поэт юные забавы?
  2. Чего ждут декабристы «под гнетом власти роковой»?
  3. Кому автор призывает посвятить прекрасные порывы души?
  4. Где Пушкин ожидал увидеть имена — свое и своих друзей?

Вот текст этого известного творения:

Краткий, небольшой анализ стихотворения «К Чаадаеву» поэта Александра Сергеевича Пушкина — 7, 8, 9 класс: история создания, жанр, размер, направление для презентации, урока-анализа

История создания каждого произведения Пушкина интересная. Одни творения появились, когда поэт был в ссылке, другие — в порыве души, а третьи — через некоторое время после написания. Вот краткий, небольшой анализ стихотворения «К Чаадаеву» поэта Александра Сергеевича Пушкина — 7, 8, 9 класс, с историей создания, описанием жанра, размера, направления для презентации и урока-анализа:

Творение было написано в ту пору, когда Пушкин еще не разошелся во взглядах со своим старшим товарищем, Петром Чаадаевым, а напротив, видел в нем наставника, человека более умудренного жизнью. Стоит отметить, что свободолюбие и объединяло этих людей. Кстати, Чаадаев был членом декабристской организации, а за свое «философское письмо» и вовсе был объявлен душевнобольным. Что же касается Пушкина, тогда он состоял в «Зеленой лампе», и также критиковал существующий режим императора.

Читайте также  Сочинение-рассуждение на тему «Почему война лишает ребенка детства?»: аргументы и примеры из жизни

Что же касается жанра, произведение можно отнести к гражданской лирике, воспевающей свободу и вольнодумство. Именно поэтому оно по праву считалось настоящим гимном декабристов. Впрочем, присутствует и дружеский тон – однако, он граничит с твердой и стойкой гражданской позицией.

Пушкин не изменяет себе и пишет привычным четырехстопным ямбом, со своими уже полюбившимися средствами выразительности. Очень интересен тот факт, что дружелюбие, с которым он обращается в стихотворении к соратнику, граничит со свободолюбивыми мыслями настоящего «революционера» и борца.

Стихотворный анализ вольнолюбивой лирики «К Чаадаеву» поэта Александа Сергеевича Пушкина: тема, идея, композиция

Конечно же, всякий мыслящий человек понимает, что основная тема данного творения – вовсе не дружба. Поэт воспевает свободу, верит в то, что справедливость восторжествует, что она воцарится, что страна пробудится ото сна и заживет лучшей жизнью. Именно поэтому главная линия – политическая. Кстати, данный материал вполне походит на агитационный. Что-то подобное и есть в другом творении автора «Анчар» — данное произведение вы найдете по этой ссылке. 

Несмотря на то, что Пушкин использует простой слог, он умудряется лаконично выразить свою позицию, а также взгляды на будущее. Впрочем, подобные мысли разделяли и все декабристы того времени. Вот стихотворный анализ вольнолюбивой лирики «К Чаадаеву» поэта Александра Сергеевича Пушкина с описанием идеи и композиции:

Видно, что литератор пропитан духом свободы, верит в перемены, и, если нужно, пожертвует своими принципами ради великих идеалов и освобождения страны. Что же касается композиции, стих делится на три раздела:

  1. В первом — наивный и юный автор мечтает о любви и славе. Его иллюзии рассеиваются, подобно туману. Это логично – ведь имеет место внутреннее и внешнее взросление.
  2. Во второй части, он избавился от юношеской наивности, но не смирился с тем, что происходит в стране. Он надеется на исправление всех политических ошибок и счастливый исход, понимая, что под лежачий камень вода не течет, следовательно, необходимо бороться.
  3. А вот в третьем кусочке творения поэт уже смотрит в будущее, видит Россию обновленной, пробудившейся. А себя и прочих борцов – увековеченными.

Кстати, подобный факт не выглядит как проявление самовлюбленности. Но композиция закольцовывается – это происходит, потому, что мотив пробуждения имеется как в третьей, так и в первой части.

Меняются и эмоции — поначалу герой печален (потому, что юношеские надежды оказались напрасными). Однако ближе к концу стихотворения настроение сменяется на боевое – поэт верит, что все возможно, но нужно встать единым фронтом, объединить усилия и бороться за счастье государства.

Читайте также  Природа просит защиты: аргументы для эссе, сочинения

Без сомнения, творение автобиографичное – ведь в нем отображена позиция самого Александра Сергеевича в те годы, его протест против существующей действительности и желание во что бы то ни стало изменить ситуацию. Герой полагает, что Россия может стать великой державой, однако для этого нужно менять «систему» и менять в корне. Иначе прогресс будет недостижим.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» поэта А.С. Пушкина: средства выразительности

Средства выразительности в стихотворении «К Чаадаеву» поэта А.С. Пушкина представлены широко. Имеются даже оксюмороны («тихой славы»). Сразу бросаются в глаза:

  • Сравнение — «как сон, как утренний туман», «как ждет любовник молодой минуты верного свидания».
  • Обращение — «мой друг».
  • Инверсия — «власти роковой», эпитеты «юные забавы», «утренний туман».
  • Метафора всего одна – «горит еще желанье».
  • Метонимия — «звезда пленительного счастья».

Убедительности придает четырехстопный ямб. Поэт выражает мысль ярко, размашисто. Последняя строфа выделяется, так как она состоит из пяти строк.

Анализ стиха «К Чаадаеву» поэта А.С. Пушкина: характеристика лирического героя, проблема, критика

Нередко в своих произведениях поэт А.С. Пушкин представлял себя в образе героя. Есть такой прием и в стихе «К Чаадаеву». Вот анализ этого творения с характеристикой лирического героя, проблемой и критикой:

Без сомнения, лирический герой в этом произведении – это сам Пушкин. Обращаясь к своему другу и союзнику (а точнее, даже старшему товарищу и наставнику), он выражает не только свои мысли, но и прямой призыв к действиям. В самом начале он дает понять, что то, о чем он мечтал в юные годы не нашло воплощения.

Во второй части герой сменяет печальный тон на более бодрый. Он верит, что надежды еще можно приблизить. Однако для этого нужно бороться, не стоять на месте. Он верит, что вместе с единомышленниками сумеет приблизить счастливый для государства час. Подобные мысли постепенно перетекают в размышления о будущем России, которую он видит воспрянувшей.

Полный, комплексный, подробный, идейно-художественный, письменный анализ лирического стихотворения поэта Пушкина «К Чаадаеву»: сочинение

Писать сочинения на тему стихов Пушкина просто. Ведь все произведения автора понятны и всегда западают в душу уже после первого прочтения. Вот сочинение в виде полного, комплексного, подробного, идейно-художественного, письменного анализа лирического стихотворения поэта Пушкина «К Чаадаеву»:

В творении рассматривается мысль о становлении как государства, так и отдельной личности, которая является патриотом и гражданином. В нем сплелись как разочарование от несбывшихся надежд былых лет, так и неугасшее желание бороться, жить дальше. Учитывая, насколько наивными бывают юные люди, неудивительно, что надежды оказались обманчивы.

Читайте также  Слова благодарности нянечке детского сада от родителей: в стихах, прозе, своими словами

Автор мудреет – он считает, что за свободу и славу нужно бороться, они не даются никому просто так. Кстати, большинство современников считают, что стихотворение относится к эпохе правления, Александра I, ярого либерала. Имеется антитеза и заключена она во второй части. Герой нетерпелив. Его душа трепещет. Он заражен свободой, и готов распространять этот вирус повсюду, чтобы каждый гражданин испытал подобные эмоции и присоединился, стал таким же «освободителем России».

Примечательно, что прибегая к эпитетам, сравнениям, инверсиям, Пушкин отстаивает в творении в первую очередь государственные интересы, а не свои. Собственные потребности в данном случае вторичны. Когда же страна сможет проснуться? На самом деле, она сделает это, если каждый человек перестанет быть равнодушным и начнет не только думать о государстве, но и делать что-либо. Мало того, проявления «святой вольности» можно считать зрелостью каждого гражданина.

Несмотря на молодой возраст, Пушкин понимал, что враги не сдадутся, будут препятствовать возрождению России. Однако он был готов к бою. Мало того, поэт считал, что лучшие годы стоит посвятить борьбе за Отчизну и прекрасно понимал, что некоторые могут не вернуться из этого «боя» — «на обломках самовластия напишут наши имена».

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» поэта А.С. Пушкина: вывод

Заключение к любому сочинению или рассказу также должен быть ярким и запоминающимся. Вот вывод по анализу стихотворения «К Чаадаеву» поэта А.С. Пушкина: 

В творении поэт взывает не только к другу и всем декабристам, но и к сознанию каждого россиянина. Он уверен – чтобы надежды юности сбылись, следует прилагать усилия и бороться с существующей государственной системой.

Стих написан в дружелюбной манере с элементами обращения к человеку, а потом, напротив, переходит в своеобразную «оду свободе» и призыву, подобному революционным гимнам. Автор использует различные средства выразительности, но умеренно. Не изобилует ими. Несмотря на то, что творение было написано в юные годы, в нем чувствуется гражданская зрелость.

Видео: Аудио-книга — Александр Сергеевич Пушкин — К Чаадаеву

Добавить комментарий