Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»: сочинение, план, лексика, композиция, вывод

В этой статье описан полный и краткий анализ стихотворения «Анчар» Пушкина. Он поможет написать грамотное сочинение в 7, 8, 9, 10 классе.

Содержание

  • «Анчар» Пушкина: план, текст
  • Краткий анализ лирического стихотворения Александра Пушкина «Анчар» по плану 7, 8 класс: история создания, средства художественной выразительности
  • Сочинение-анализ лирического стихотворения Александра Пушкина «Анчар» 1828 год по плану: 9, 10 класс
  • Письменный анализ философского стихотворения «Анчар» Александра Сергеевича Пушкина: тема, идея, основная мысль
  • Приемы раскрытия образов по теме стихотворения «Анчар» Пушкина 1828 год: для презентации, сочинения
  • Подробный и полный литературный анализ философского стихотворения А.С.Пушкина «Анчар» по строфам: лирический герой полностью для итогового сочинения, средства выразительности, лексика, композиция
  • Вывод по анализу стиха «Анчар» А.С. Пушкина: в чем трагичность?
  • Видео: Пушкин — Анчар

Произведения А.С. Пушкина — это богатое культурное наследие и достояние нашей страны. Поэт всю свою жизнь обращал чувства в строки, создавая шедевры, которые ценятся до сих пор.

Одно из самых глубокомысленных творений Александра Сергеевича — это «Анчар». Его изучают в школах на уроке литературы, заучивая наизусть и размышляя о переносном смысле и ассоциациях в этом стихе, которые поэт пытается передать в своих строках, и у ему это прекрасно удается. Ниже вы найдете анализ произведения «Анчар» с темой и идеей для презентации, итоговых сочинений и ЕГЭ. Также здесь будет раскрыта композиция и средства выразительности. Читайте далее.

«Анчар» Пушкина: план, текст

«Анчар» можно назвать одним из известнейших творений автора. Данное стихотворение аллегорично. Ведь, по сути, Пушкин излагает свою общественную позицию, и говорит скорее о несовершенствах социума, нежели о реально существующем ядовитом дереве.

Вот план:

  1. С кем ассоциирует Пушкин анчар и какова его роль в этом творении?
  2. Кто его породил?
  3. Почему анчар избегает все живое на планете?
  4. С чем возвратился человек, которого послали к этому вредоносному дереву?
  5. Зачем был нужен яд с анчара владыке?
  6. Можно ли воспринимать творение в переносном смысле?

По этому плану просто написать сочинение или ответить устно у доски, рассказывая о том, что хотел донести до общества поэт. Вот текст данного стихотворения:

Краткий анализ лирического стихотворения Александра Пушкина «Анчар» по плану 7, 8 класс: история создания, средства художественной выразительности

Анализировать любое творение поэта непросто, так как нужно вникнуть в его смысл. Ниже вы найдете краткий анализ лирического стихотворения Александра Пушкина «Анчар» по плану 7, 8 класс.

История создания:

  • «Анчар» увидел свет в 1828-м году.
  • Поэт возвращается из ссылки, проходит почти 2 года. Казалось бы, пребывание в суровых условиях должно было сломить его.
  • Цензура также пристально следила за его работами. Однако Александр Сергеевич не смирился – хоть он и изливает в тексте собственную печаль, видно, что это далеко не конец.
  • Основной проблематикой можно назвать губительность власти. Для высокопоставленных лиц нет барьеров – они могут творить все, что заблагорассудится. Но будет ли это безнаказанным?

Средства художественной выразительности:

  • Творение представляется очень глубоким, потому что поэт прочувствовал на себе все эти социальные несовершенства и знает, о чем говорит.
  • «Анчар» состоит из двух частей. Вначале стихотворец описывает дерево, которое наполнено отравой. А после рассказывает о том, что господин послал своего раба за смертельной смолой. Однако после от нее умер он сам.
  • Работу можно назвать лирической. Но есть и элементы баллады. Как и прежде, автор не изменяет любимому четырехстопному ямбу.
Читайте также  В каком году отменили крепостное право в России, кто отменил?

В произведении часто используются метафоры:

  • «послушно в путь потек, вихорь черный на древо смерти набежит»
  • «природа жаждущих степей его в день гнева породила»

Сравнения:

  • «анчар, как грозный часовой»

Инверсии:

  • «густой прозрачною смолой»
  • «вихорь черный»
  • «зелень мертвую»

Все эти метафоры и сравнения помогают проследить, что стихотворение написано с душой, в виде баллады.

Сочинение-анализ лирического стихотворения Александра Пушкина «Анчар» 1828 год по плану: 9, 10 класс

В 9 и 10 классе школьники пишут сочинения в виде анализа по стихотворениям Пушкина. Это помогает научиться видеть главную мысль. Вот сочинение-анализ лирического стихотворения Александра Пушкина «Анчар» 1828 год по плану, который был описан выше:

Всякий человек жаждет власти. Но что происходит с ним, если полномочия неограниченны? Будет ли его поведение естественным, останется ли душа девственно чистой? Вряд ли. Испокон веков известно, что чрезмерная власть губит и ослепляет человека, лишает его всего того светлого, что имелось в его душе. Такая личность становится высокомерной, заносчивой, безжалостной. Она способна на все пойти ради своей цели, отметая все человеческое, и думая только лишь о собственной жажде наживы.

Имеющий власть считает себя всесильным. Он думает, что вправе распоряжаться жизнями и судьбами других людей, хоть, по сути, никто ему такого права не давал.

Вот и Пушкин в творении «Анчар» подразумевает, что неограниченная власть губит человека. В то время как все живые существа боялись даже прикоснуться к дереву, владыка считает, что для него закон не писан. Такой правитель считает себя поистине непобедимым.

Однако раб, который принес ему смолу, погибает. Тем не менее, владыка не останавливается, а продолжает нести смерть дальше. Получается, что он представляет для мира еще большую опасность, чем дерево, наполненное ядом.

Письменный анализ философского стихотворения «Анчар» Александра Сергеевича Пушкина: тема, идея, основная мысль

Толчков для создания «Анчара» у Пушкина было несколько. Во-первых, дело против автора «Гаврилиады», а во-вторых, легенды о ядовитом дереве. Также он исследовал заметки доктора Фуше. Однако творение аллегорично – Пушкин просто вуалирует мысль, чтобы читатель мог узнать информацию между строк. Вот письменный анализ философского стихотворения «Анчар» Александра Сергеевича Пушкина с темой, идеей, основной мыслью:

Поэт имеет своей целью показать, насколько губительна порой бывает власть тех, кто считает, что он всесилен. И мало того, что самим самодурам от этого причиняется только вред. Обидно также то, что пострадать может общество, а в некоторых случаях и человечество.

Власть в понимании поэта пагубна. Владыка совершил большую глупость, поступая самоуверенно и противоестественно. На самом же деле, существуют вещи, которые не могут изменить даже люди с очень влиятельным именем. И если ядовитое дерево причиняет вред, только когда к нему притронешься, то самовлюбленный правитель-невежда может погубить своими действиями тысячи, а то и миллионы людей. И все благодаря собственной глупости.

Приемы раскрытия образов по теме стихотворения «Анчар» Пушкина 1828 год: для презентации, сочинения

Автор использует всю многогранность русского языка. Ведь помимо передачи психологического и идейного посыла, нужно раскрыть образы. Помимо вышеописанных метафор и инверсий, Пушкин использует антитезу «царь-раб», которая, и раскрывает суть героев. Мало того, владыку он называет непобедимым (но, скорее всего, не для усиления эффекта). В его понимании это ирония. В данном же случае, слово «непобедимый» — это сарказм, легкая издевка.

Читайте также  С «ежом» или с «ежем»: как правильно писать?

Сам правитель считает себя таковым, но анчар указывает обратное. Яд, который он источает, не исчезнет, если к нему подойдет кто-то «великий» либо же «посланник великого». Смерть от отравы одинакова для всех, вне зависимости от общественного положения. Тот, кто думает иначе, просто глуп.

Что же касается раба, его Пушкин называет «бедным». Здесь много смыслов: как финансовое положение, так и низкий социальный статус, намек на бесправие, животную покорность, отсутствие своего мнения и следование указаниям царя, невозможность ослушаться.

Конечно же, в понимании поэта анчар и царь – одинаково смертоносные понятия, однако, если присмотреться, правитель куда опаснее. Дерево хотя бы стоит на месте и не отдает приказы, а ранит лишь тех, кто попытается к нему подойти.

Подробный и полный литературный анализ философского стихотворения А.С.Пушкина «Анчар» по строфам: лирический герой полностью для итогового сочинения, средства выразительности, лексика, композиция

Если говорить о литературном анализе философского стихотворения 1828 года А.С. Пушкина «Анчар», то в плане композиции его можно поделить на три равные части по строфам. К ним относятся завязка сюжета, основные действия (собственно, конфликт) и развязка. Все начинается с описаний ядовитого дерева, которого боятся все живые существа:

«В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной».

Примечательно, что сам «часовой» никого не трогает. Однако звери его боятся, поскольку знают, что дерево ядовито. Тем не менее, человеку закон не писан. Правитель просит раба достать яд и тот исполняет просьбу. В этом и заключается конфликт власти и личности. Человек знает, что идет на смерть, но у него нет выбора. Ведь именно власти велят ему так делать.

В стихотворении «Анчар» Пушкина достаточно сильны и выразительны сравнения: «как грозный часовой». Подробнее в анализе творения с описанием средств выразительности, лексики, композиции для итогового сочинения или для подготовки к уроку литературы, который вы найдете ниже:

Автор практически в каждой строчке применяет средства выразительности. К примеру, пустыню называет скупой и чахлой, говорит о почве, которую раскалил зной. Это придает творению неимоверной красочности.

Показывает он и одиночество анчара. Ведь мало кто рискует к нему подойти.

«Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила».

«Мертвая зелень» в данном случае инверсия. Также присутствуют достаточно красочные, «фигуральные средства», которые усиливают восприятие, добавляют красок: «природа жаждущих степей напоила корни ядом».

Тот день, в который родилось дерево, поэт называет «Днем гнева», показывая этим всю его опасность для окружающих. Однако опасен для общества и царь – после смерти раба он хочет принести погибель своим соседям. Можно сказать, что зло рассматривается в двух плоскостях – онтологической и общечеловеческой. Пушкин видит его непременным атрибутом цивилизации, явлением негативным, но, увы, вечным.

«На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный».

Это интересное олицетворение. Поэт идет «от противного». В то время как существует словосочетание «древо жизни», Пушкин переносит данное понятие в свою работу. Только вот его цель иная – нужно подчеркнуть опасность и губительность. Он превращает «древо жизни» в «древо смерти» — и смысл теперь уже вполне подходит тематике и проблематике «Анчара».

Читайте также  Что такое гомозиготные и гетерозиготные организмы в биологии: определение, свойства, отличия 

«Послушно в путь потек» — эта метафора показывает, что раб, отправленный за ядом, возможно, осознавал свою смерть, а возможно, просто не старался торопиться. Ведь он исполнял не свою волю, а волю другого человека, пусть даже и высокопоставленного. Поэтому Пушкин вводит слово «потек», чтобы показать неспешности движения подневольного человека, который вынужден исполнять чужую волю и действовать вопреки своим желаниям. К слову, «тлетворный», «потек», «ввечеру» — это славянизмы. Поэтому от «Анчара» веет духом притчи.

«И умер бедный раб у ног непобедимого владыки» – Пушкин вновь подчеркивает «надуманный» статус царя. Последний не понимает, что гибель раба наглядно показывает тот факт, что не такой уж он и всесильный, не такой уж непобедимый.

Ощущение трагизма добавляют:

  • Эпитеты: «почве раскаленной», «прозрачною смолою»
  • Метафоры: «Природа породила»
  • Противопоставление: «раб» — «владыка»

Можно сказать, что образ древа смерти достаточно поэтичен. От него словно веет самым настоящим холодом и духом человеческой кончины. Вот еще один интересный эпитет:

  • «А царь тем ядом напитал свои послушливые стрелы»

В отличие от рабов, стрелы всегда будут послушны, ведь они не умеют мыслить и отправляются туда, куда стрелок их направит.

«Гибель разослал» — примечательно, что автор сравнивает смерть, которую несет владыка с почтовыми голубями, упоминая слово «разослал». То есть царь не задумывается, правильно ли он делает, уничтожая кого-либо. У него просто данное действие доведено до автоматизма.

Вывод по анализу стиха «Анчар» А.С. Пушкина: в чем трагичность?

Стих «Анчар» А.С. Пушкина достаточно поэтичный, но в то же время, остросоциальный. Вот вывод по анализу этого творения:

Поэт осуждает тиранию власти, указывает на то, что она — чрезмерная, бездумная, неразбавленная. Это настоящий яд, который может сгубить не только одного человека, но и целые народы.

Образы самовлюбленного владыки и бесправного раба описаны живо и достаточно хорошо – несмотря на то, что внешность остается «за кадром». Впрочем, в данном случае, она и не важна. Ведь смысл стихотворения совсем не в этом.

Автор прибегает к удачным эпитетам, метафорам, инверсии. Творение имеет балладный дух и написано свойственным Пушкину ямбом. Вестником смерти, в данном случае, является не сам анчар (который отравляет только тех, кто оказывается поблизости), а скорее, правитель. Ведь дерево не выходит за пределы своей территории, чтобы принести кому-то погибель. А он может направить свои войска в любую страну и истребить местных жителей. Увы, стихотворение Пушкина остается актуальным и в наше время. Ведь меняются только технологии, а сама суть правителей остается прежней.

Видео: Пушкин — Анчар

Добавить комментарий